Про «28 панфиловцев»
Один из лучших фильмов про войну за последние десятилетия. Однозначно лучше пост-советствих потуг российских горе-режиссеров. Но – крамольная мысль – лучше и большинства советских фильмов про войну.
Почему его не стоит сравнивать с околовоенной халтурой последних 28 лет, итак понятно. Режиссеры нового времени всё пытались изобразить нечто эдакое, не похожее на советское. Неписаными константами этих потуг было следующее: глупый политрук, который только и думает, как досадить солдатам, любовная/постельная сцена, зеки/ГУЛАГ/штрафные батальоны, неизвестно откуда взявшиеся бывшие белые офицеры, гуманные и приятные немцы, которые убивали словно по какому-то недоразумению. Еще, разумеется, непонимание, как воевали и чем. Некоторые старались быть похожими на голливудский блокбастер – и несколько в этом перестарались со своими сталинградами. Военные фильмы перестали быть советскими и качественными почти синхронно.
Но у советских были свои недостатки. Наиболее удачные из них были не столько о войне, сколько о переживаниях или судьбе маленького человека на войне («Баллада о солдате», «Летят журавли», «Иваново детство»). Война при этом – не более, чем фон. Более поздние работы стали заложниками этой концепции. С 1970-х ситуация развивалась по двум направлениям: привязанные к войне приключенческие сюжеты и кондовая пропаганда, как у Озерова. Иногда приключенческие сюжеты обретали совсем причудливые формы и превращались в комедии («Женя-Женечка-Катюша»). В кино стало много киношности – боец подбивает танк и погибает, по полю бегает, спасаясь от пуль и взрывов, лошадь. Отчетливо видно, как режиссер своими фокусами пытается вышибить у зрителя слезу или создать неожиданный эффект.
Проявилась отвратительная тенденция изображать немцев тупицами или пьяницами. Отвратительная потому, что получается, мы одолели не совершенную военную машину, а тупиц и пьяниц. Это являлось оскорблением всей страны, которого не замечали.
Задолго до 1990-х советские режиссеры оказались в плену голливудских штампов – обязательно должен быть главный герой с фотогеничной мордашкой, всегда безупречно одетый, любовная линия, пусть даже невинная, а немцы при этом или карикатурные злодеи, или наоборот – неплохие в целом ребята. Примечателен при этом такой знатный вояка, как О.Даль, которого весьма любили зрители, ну или зрительницы.
Безобразным было отношение к боевой технике. Если немецкий танк – то только «Тигр» (роль которых исполняли обшитые фанерой Т-54). «Тигров» было примерно 5 процентов во всем германском танковом парке, а появились они только в августе 1942. Немцы поголовно вооружены MP-40, хотя в начале войне у большинства были винтовки Маузера, а в конце появилось немало автоматов «Штурмгевер». У советских – сплошь или винтовка Мосина, или пистолет-пулемет Шпагина (ППШ). А ведь еще были СВТ, ППС или другой ППШ – Шпитального. Т-34 показывались образца 1944 года, даже если в кадре битва под Москвой. Словом, развесистая клюква.
Всех этих несуразностей нет в «28 панфиловцах» Андрея Шальопы и Кима Дружинина. Это фильм про войну, а не внутренний мир режиссера, который показан в привязке к фильму про войну за государственные деньги. Сняты «панфиловцы» на частные пожертвования (от 35086 человек), что само по себе впечатляет. Четко и правдиво показано, что и как воюет и стреляет. Артиллеристы, пехота, авиация. Главных героев нет. Точнее, они все главные. Немцы действуют крайне точно и профессионально. От этого ненавидишь их еще сильнее.
Не так уж важно, был ли в реальности этот бой 28 панфиловцев. Фильм является собирательным образом многочисленных подвигов наших предков в годы Великой Отечественной. Случаи, когда в одном местом бою сожгли десятки немецких танков, как в генеральном сражении, точно были. Возьмите хотя бы случай с Зиновием Колобановым. Но это уже другая история.
Мой поклон А.Шальопе и К.Дружинину. Их фильм великолепен.